Спб: +7(812) 703 41 90

Бренд по имени «Я»

Интенсив по брендингу проходил во «Взмахе» с 21 сентября по 9 октября 2012 года

Интенсив по брендингу — Бренд по имени «Я»

Брендинг — это важная экономическая категория, научное и практическое значение которой в современных условиях возрастает с огромной скоростью. Бренды окружают нас повсюду, даже когда мы не замечаем их или не фокусируемся на их изобилии. Но почему-то в последнее время в отечественных бизнес-школах этому вопросу уделяется недостаточно серьезное внимание. Поэтому, учитывая актуальность и практическую значимость  этого вопроса, руководство Бизнес-школы «Взмах» приняло решение провести широкомасштабное мероприятие, посвященное этому архиважному разделу современной экономики.

И так, мы вступили… нет, не на тропу войны. На тернистый, полный тайн и открытий путь, путь изучения брендов как класса и брендинга как явления.

И грянул ИНТЕНСИВ !

Интенсив – форма обучения, характеризующаяся погружением учащихся в предмет или тему на протяжении определенного промежутка времени.

Во «Взмахе» любят интенсивы.  По экономике, математике, по английскому, истории, и даже… по Петербурговедению. Но интенсив по брендингу — это событие вдвойне! Такая уж тема! Бодрая, приподнимающая, вдохновляющая. Интенсив по брендингу во «Взмахе» проводится не впервые (предыдущий проводился в 2006 году). И каждый раз – это событие! Как же всё было на этот раз?

На этом мероприятии, проходившем с 21 сентября по 9 октября, мы (вся старшая школа и практически все преподаватели БШ «Взмах») по несколько часов в день проводили в поточной аудитории  и…  слушали, говорили, спорили, писали большие и маленькие работы. Изучали, пожалуй, самую интересную сферу современного бизнеса.  Только подумайте, имена-то какие! Ричард Бренсон и его империя! Том Питерс и его необыкновенные книги! Стив Джобс и его наследие! А также, все остальные самые громкие имена современности (мы, конечно, говорим о бизнесе),  и имена собственные, и имена компаний или товаров. Короче, это было необыкновенно захватывающе! Мы постараемся кратко рассказать Вам об этом, а кое - что и предложить увидеть самим.


21 сентября

Итак, интенсив начался 21 сентября с трех установочных лекций. Первым взял слово Виктор Рэмович Писарев, который, начав с известного анекдота  о том, как встретился «Мерседес» с «Запорожцем», прокомментировал различные определения понятия  «бренд», в результате чего ненавязчиво дал понять, что определения, описывающего это понятие во всей его полноте, практически не существует. Так мы и приступили к изучению того, никто не знает чего.

Владимир Игоревич  Зефиров —  новый преподаватель в нашей школе, но человек в экономике очень эрудированный (бывший преподаватель Финэка, Инжэкона и Международного банковского института), рассказал о двух популярных российских брендах: розничной сети «Пятерочка» (бренд №7 в России по классификации «Interbrand») и… писателе Б. Акунине (попробуйте  поспорить с тем, что «Б. Акунин» это действительно бренд!).


А завершил день Владимир Евгеньевич Кузнецов (бывший преподаватель факультета международных отношений Петербургского университета), осветивший вопрос о политических деятелях (Путин, Черчилль, Рузвельт и др.) как о брендах.


Наверное, даже по этим кратким описаниям Вы догадываетесь, что это было захватывающе интересно! А дома слушателей ждала первая самостоятельная работа – рассказ о наиболее, на их взгляд, успешном современном бренде. Некоторые из наших работ  можно увидеть здесь:

26 сентября

26 сентября мы услышали  одно из самых ярких выступлений  интенсива —  лекцию А.В. Свербы о пирамиде потребностей Абрахама  Маслоу. Да-да, это было продолжение брендинга, а не переключение на интесив по психологии. Всем более или менее посвященным, конечно, понятно, что потребности и брендинг это вещи более чем связанные. А заодно, мы поплотнее поразбирались в  таких всегда актуальных вещах, как самореализация и даже о, не побоимся такого громкого  слова, как счастье!

Второе сообщение «От маркетинга к брендингу», сделанное Ю. И. Новиковой, молодым преподавателем экономики, познакомило слушателей с историей эволюции маркетинга от первоначального утилитарного подхода (продать то, что произведено) до  всего того разнообразного и многообразного, что включает в себя современное понимание маркетинга, не исключая, естественно, и брендинга.

В заключительном сообщении дня В.И. Зефиров рассказал о бренде «Chanel» и о его блистательной создательнице, и эта презентация завершилась ободеколониванием аудитории туалетной водой “Allure Chanel”.


Cмотреть видео>>

27 сентября

27 сентября сессию открыла Е.Ю. Морозова — директор БШ «Взмах», которая, к слову сказать, являясь бессменной ведущей всех наших сессий,  задавала конструктивный и эмоциональный тон интенсива.

Доклад Е.Ю. «Теория бренда», подытоживая основные результаты первых двух лекционных дней интенсива и заостряя внимание аудитории на спорных вопросах, сам содержал в себе постановку проблем для дальнейшей раскрутки темы и дискуссии.

 Елена  Юрьевна, кстати говоря, «скромно» предложила собственное определение бренда как такого товара, марки или услуги, приобретая которые, мы платим не только ( а может и не столько)  за собственно товар (в основной его потребительской функции), но и за нечто иное, часто не имеющее отношения собственно к приобретаемому товару ( в основной его функции), а имеющее отношение к нашему эмоциональному  его восприятию.

Елена Юрьевна выражалась скорее академично и более изящно, но в простом понимании это про то, что  покупая, например,  «Mercedes» или приглашая девушку (делового партнера)  в ресторан  «Maxim»,  мы не только удовлетворяем потребность в «четырех колесах и кузове» или  в заполнении нашего желудка, а еще и удовлетворяем  свое  (присущее в той или иной мере всем людям)  тщеславие и желание показать себя причастным к  «избранному», высшему обществу. Ну, а приобретая, к примеру, мотоцикл «Harley-Davidson», - приобретаем ощущение причастности к совсем другому кругу и совсем другим ценностям.

Cмотреть видео>>

После Е.Ю. вновь выступил второй «родитель» нашей школы -  Виктор Рэмович  Писарев. Виктор Рэмович рассказал о некоторых наиболее интересных примерах «брэндостроительства».  Он, в частности, поразил всех в  аудитории, рассказав о том, что, оказывается, всем известный и любимый Санта Клаус в современном своем обличии не более, чем маркетинговая акция небезызвестной Кока-колы, которая придумала ассоциировать в сознании потребителей свой продукт и такой всенародно любимый праздник как Рождество! Надо сказать, гениально придумали!!!

  И взрослые и слушатели БШ с изумлением узнали, что до Кока-колы, дед Мороз в Америке выглядел гораздо менее привлекательно – этакий старичок- лесовичок. Маленький и зеленоватый. А всем известный бодрый Санта Клаус в характерном красном прикиде – списанное с друга художника  Хеддона Сандблома, работавшего над визуальным образом Санты – Лу Пентисе, — порождение маркетинговой мысли, тогда еще не такой грандиозной, как сегодня, корпорации, заботящейся о своих прибылях, а заодно, сделавших нам всем, а больше всего, конечно, счастливым американцам, бесценный подарок - добродушного волшебного дедушку, любящего проникать в дома американских малышей через печную трубу. 

Виктор Рэмович рассказал, что за не такие уж большие деньги, Кока-колой были наняты и наряжены десятки добровольцев, которым и выпала историческая миссия стать первыми в истории Санта Клаусами нового, так сказать, образца.


Cмотреть видео>>

В  следующем выступлении «Великая депрессия и ребрендинг Америки» В.Е. Кузнецов рассказал о реформах Ф.Д. Рузвельта и их влиянии на экономическую и политическую жизнь США. А заодно, и о самом, наверное, грандиозном бренде современности под  названием «США».

28 сентября

28 сентября аудитория бурными аплодисментами встречала (и провожала) всем, разумеется,  известного Елпидифора Самышкина (в прошлом выпускника БШ, а сегодня – исполнительного директора школы «Взмах»), прочитавшего, мы бы сказали, вдохновенную лекцию  об индустрии настольных игр, и о брендах, существующих на этом весьма специфическом рынке.

Вся аудитория, затаив дыхание, слушала о, как оказалось, десятках и сотнях видов игр, имеющих пусть не миллионы, а всего только тысячи  или, может быть,  десятки тысяч поклонников – настоящих фанатов этого увлекательного дела, благодаря которым, десятки компаний выпускают ежегодно новые и новые игры, известные, зачастую, только специалистам. К сожалению, эта лекция записалась у нас на видео не полностью, но мы обязательно попросим Ела рассказать об играх еще раз, и обязательно запишем этот его рассказ. Мы уверены, что не только слушателям БШ, но и нашим родителям, и выпускникам и всем прочим людям будет очень интересно узнать все то, что услышали этим утром мы. Следите за нашими публикациями. И мы Вас не разочаруем!  

В продолжение и развитие этого доклада  уважаемая Анна Леонтьевна Патракова (тоже наш, «Взмховский» бренд ) рассказала о таком безусловном бренде, как  «Lego». Вот так, оказывается,  даже детская игрушка может быть брендом.  Мысль может и не такая тривиальная, но, безусловно, верная, достаточно вспомнить пресловутую куколку Барби. Но, кроме чисто экономических впечатлений, каждый, кому посчастливилось услышать это сообщение, получили и массу дополнительного удовольствия, которое поймет каждый, кто учился во «Взмахе» и слышал хоть когда-нибудь лекции Анны Леонтьевны!

Cмотреть видео>>

Затем В.Е. Кузнецов в сообщении «Почему быть популярным выгоднее, чем сильным» коснулся проблемы позиционирования «великих» держав и развивающихся стран в рамках международного сообщества.

1 октября

1 октября также были заслушаны 3 сообщения. С. А. Огородова рассказала ребятам об английском королевском доме “House of Windsors ” как о политическом и культурно-историческом бренде, подчеркнув значимость этого института для жизни рядовых британцев (несмотря на всю дороговизну содержания королевской семьи для налогоплательщиков).

Но конечно же самой запоминающейся презентацией интенсива была 90- минутная интерактивная лекция «От бренда по имени «Ты» к бренду по имени «Я»», представленная 2 октября Е.Ю. Морозовой и завершившаяся компьютерной презентацией пятиминутного выступления покойного Стива Джобса образца 1984 года о борьбе юного растущего бренда “Apple” c гигантом-Голиафом “IBM”, а также презентацией пяти творческих юморесок наших ребят, обыгрывавших брендинг как явление и как процесс, а также различные конкретные бренды.

Cмотреть видео>>

2 октября

Презентация Е.Ю.Морозовой от 2 октября плавно и ненавязчиво перекинула мостик между «производственными» и «личными» брендами, от бренда фирмы до «бренда по имени «Я»».

Ведь бренд-это не только название или торговая марка фирмы, не только имя великого (или просто популярного в том или ином социуме) человека. Каждый, подчеркиваем - каждый, человек должен проявить себя в своей общественной жизни как бренд.

А для выпускника школы «Взмах» это актуально вдвойне. Слушатели были впечатлены как открывающимися перед ними грандиозными перспективами, так и вдохновенной мини-лекцией совсем ещё молодого Стива; получили задание написать эссе на тему «Обо мне великом». А ученики 10-го класса, кроме того, еще и возможность поработать над собственной маркетинговой брошюрой, в которой они должны представить себя (в настоящем или в будущем) как бренд с определением собственного УТП (уникального торгового предложения) .

Наконец, пару слов о лучших учащихся, занявших первые места по сумме баллов, набранных на протяжении всего интенсива.

Первое место заняла десятиклассница Елена Рощупкина (к слову, она разделила 1-4 места с Д. Третьяковой (9кл.), С. Монаховой (8кл.) и Е. Козловской (8кл.) по оценке эссе «Бренд или не бренд»).

На втором месте — девятиклассница Мария Каменская, ставшая первой в школе по эссе «Будущее великого меня», показав при этом не только блестящий литературный стиль, но и исключительную искренность и человеческую теплоту.

Третье место досталось Даше Третьяковой (9 кл.), исключительно умной, доброжелательной, приветливой и смышленой девушке.

На четвертом месте — десятиклассница Анастасия Хоменко, поразившая всех своей универсальной, многофункциональной метлой. Настя показала себя очень креативной и инициативной девушкой.

На пятом месте — восьмиклассница Серафима Монахова, которая, в свою очередь заняла единоличное первое место по заданию «Мы в окружении брендов», проявив недюжинные творческие и креативные способности.

На шестомБабасюк Артем (10 кл.) — дебютант нашей школы, который показал себя разносторонней, творческой личностью.

Что же интенсив по брендингу дал нашим школьникам? Очень многое!

Во-первых, они углубились в суть такого сверхинтересного понятия и явления современной экономики, как бренд, ближе познакомились с лучшими мировыми брендами, с историей их создания и их звездами-создателями.

Во-вторых, они поняли, что и они тоже могут стать брендами, если, конечно, хорошо потрудятся.

В-третьих, они серьезно задумались о своей будущей жизни и профессии, о том как сделать так, чтобы во взрослой жизни они совместили собственное благополучие и процветание с пользой для других людей  и человечества в целом.


Старшая школа (Бизнес-школа, 7-11 класс) с углубленным изучением английского языка и экономики.