Метод Марии Монтессори. Для маленьких личностей



Сегодня имя Марии Монтессори известно, наверное, каждому, а ее педагогический метод востребован во всем мире. Многие педагоги и родители отмечают, что дети, посещавшие монтессори-группы, лучше остальных сверстников умеют сосредотачиваться, быстрее начинают читать и писать, становятся самостоятельными, творческими личностями и добиваются замечательных результатов в самых разных областях жизни.

Мария Монтессори, итальянский педагог, одна из первых сделала вывод, что «дети – другие, не такие, как взрослые». Ей, в частности, мы обязаны появлением маленьких, детских парт и стульчиков, а также многих принципов современной педагогики. 
Монтессори говорила о том, что в детях природой заложено все, что им нужно для развития. Основная задача взрослого – не мешать. Дети способны осваивать окружающий мир  через самостоятельную деятельность, дети умеют и любят учиться, если обучение не становится насилием. «Помоги мне сделать это самому» - основной девиз монтессори-метода.

Свобода – одно из ключевых понятий монтессори-поедагогики. «Свобода – уникальное средство максимально развить личность, характер, ум и чувства ребенка» - писала Мария Монтессори. Но как сделать так, чтобы свобода не превратилась во вседозволенность? Монтессори, при помощи многочисленных научных наблюдений, создала специальную обучающую среду, организованную таким образом, чтобы ребенок мог работать (да, да, именно работать!) с развивающими материалами, созданными специально для его возраста и потребностей.
В монтессори-среде вы не увидите традиционных больших шкафов с закрытыми дверцами. Вместо них – невысокие полки, сделанные таким образом, чтобы даже годовалый малыш мог до них дотянуться.

Дети работают или за низкими столиками или на специальных ковриках. Коврик – это личное пространство ребенка, никто не может ни наступить на коврик, ни помешать малышу работать – так дети учатся уважать свою и чужую работу, не мешать другим.
Атмосфера в мнтессори-среде – очень спокойная. Дети быстро привыкают к сосредоточенной, тихой работе и получают настоящее удовольствие от этого процесса.
Монтессори-материалы очень притягательны для детей (и, чего уж там греха таить, для взрослых тоже). Они изготовлены очень качественно, часто из дорогих пород дерева. Учитывается все – и размер детской руки, и приверженность детей к определенному цвету, и форма и даже вес. Бусинки, коробочки, таблички, шершавые буквы, звуковые коробочки – всего и не перечислишь! Работая в монтессори-материалом, ребенок выполняет внешне простые действия (вставляет и вынимает деревянные цилиндры), но на самом деле учится сосредотачиваться, улучшает координацию движений, развивает глазомер, готовит руку к письму…

Все, и большие и маленькие, дети первым делом начинают интересоваться вовсе не буквами и не геометрическими телами, а так называемой «зоной практической жизни» - здесь можно переливать воду, пересыпать из кувшина в кувшин муку, просеивать, перекладывать пинцетом, сортировать блестящие бусинки, мыть пол, стирать белье, мыть посуду… Старшие дети, скорее всего, быстро перейдут к более серьезным материалам, маленькие останутся в зоне практической жизни довольно надолго.
Кроме зоны практической жизни в монтессори-группах можно найти следующие зоны: сенсорного развития (развития органов чувств – тепловые таблички, нюхательные баночки, материалы для сортировки по цвету и весу…); зона русского языка (шершавые буквы, таблички со словами, рамки, трафареты…); зона математики (геометрические тела, материалы для обучения счету в пределах 1000, умножению и делению…) и зона космоса (все, что связано с космосом, природой, растениями…).
Подробнее на каждой из этих зон мы остановимся в следующей статье. Или расскажем и покажем вам лично, в наших монтессори-группах на Капитанской, 4 (м. Приморская) и Трамвайном, 20 (м. Ленинский проспект).

Татьяна Самулевич

 

 



© Газета "Газета", 1999-2009
Design is done by me 8)