N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




А. Б. Егоров "Цезарь в Александрии: Проблема «египетской авантюры» "

А. Е. Негин "Гладиаторские шлемы"

А. В. Банников "О причинах прекращения использования боевых слонов в армиях античного Средиземноморья"
А.В.Куркин "Униформа и флаги армии Карла Смелого, герцога Бургундии"
Л. А. Бобров "Сибирские панцири русских казаков (вторая половина XVI-XVII вв.)"
А. К. Нефёдкин "Вторая международная конференция по эллинистическому военному делу (Валенсия, 14 –17 октября 2005 г.)"
А. К. Нефёдкин "Десятый коллоквиум по оружиеведению: «Нападающие и их оружие в античности и средневековье»"
А. В. Горец "Лагерь викингов в Старой Ладоге (25-26 июня 2005 года) "



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Работа выполнена при финансовой поддержке по программе Рособразования
"Развитие научного потенциала высшей школы".

Сибирские панцири русских казаков


К вопросу о влиянии панцирного комплекса сибирских аборигенов на защитное вооружение русских служилых людей второй половины XVI-XVII вв.

 

* * *

Изучение военного дела русских землепроходцев в Сибири XVI– XVII вв. является важным и перспективным направлением в отечественном оружиеведении. Особое место в данной теме занимает проблема эволюции комплекса защитного вооружения русских служилых людей в Сибири в период Позднего Средневековья и Нового времени. Несмотря на то, что большая часть работ по позднесредневековому защитному вооружению народов восточной части Евразии была подготовлена российскими учеными, специальных исследований по защитному вооружению этого периода русских землепроходцев так и не было написано. Последний факт не позволяет дать общую оценку военному искусству русских землепроходцев в Сибири, достоверно реконструировать их внешний облик, определить различия в военном деле казаков и стрельцов, воевавших на территории европейской части страны и на ее восточных рубежах. Еще одной важной задачей в рамках данного направления является изучение процесса взаимопроникновения воинских культур и оружейных комплексов пришлого и аборигенного населения Сибири и Дальнего Востока. Решение данной задачи невозможно без детального анализа такого яркого и трудоемкого элемента военной культуры, как панцирная паноплия. К сожалению, размер статьи не позволяет рассмотреть все аспекты, связанные с генезисом панцирного комплекса землепроходцев XVI–XVII вв. В данной работе мы остановимся лишь на наиболее интересных аспектах эволюции комплекса защитного вооружения русских служилых людей, связанных с влиянием оружейных традиций сибирских аборигенов, рассмотрим источники и формы поступления сибирских доспехов к русским казакам и их роль в комплексе вооружения пришельцев. Покрой, особенности бронирования и ношения сибирских и русских панцирей, находившихся на вооружении землепроходцев XVI–XVII вв., будут рассмотрены в отдельной статье…

Таблица 1. Русские служилые люди в Восточной Сибири XVII в. (слева направо).


Анализ иконографических, археологических и письменных материалов показывает, что русские служилые люди, воевавшие на территории Южной и Восточной Сибири в эпоху Позднего Средневековья и Нового времени, очень быстро осознали практичность и эффективность одежды, а также отдельных предметов вооружения и снаряжения, использовавшихся местными племенами. В результате уже в середине XVII в. русские казаки и «дети боярские» щеголяли в татарских, кыргызских и якутских шапках, тулупах, шубах, халатах и сапогах и активно скупали и отбирали у местного населения панцири, шлемы, наручи, пальмы, рогатины, копья и саадаки, которые затем широко использовали в ходе карательных экспедиций и походов. Внешний вид сибирских служилых людей при этом разительно отличался от образа казака-землепроходца, укрепившегося в российском общественном сознании со второй половины XIX в. благодаря художникам и писателям этого времени.

Русский служилый человек из гарнизона Якутского острога (XVII в.).

На голове воина низкий полусферический шлем русского производства с козырьком (Оружейная палата Кирилло-Белозерского монастыря), наносником и разорванным подбородочным ремнем. Наголовье надето поверх якутской шапки-капора «ынтака бэргэхэ», которую воин использует в качестве подшлемника. Шуба с осевым разрезом и полами до колен украшена накладным скобковидным орнаментом. Изъятый у подгородных якутов пластинчато-нашивной «куях» скроен в виде кафтана с косым запахом с застежками и гиревидными пуговицами. Доспех усилен прорезным якутским зерцалом. Под меховые дорожные рукавицы из волчьей шкуры («утулук») поддеты тонкие рукавицы мехом вовнутрь. На ногах землепроходца войлочные штаны и теплые сапоги («торбаза») на мягкой подошве, скроенные из ровдуги, прошитой шелковыми нитками. Шуба и панцирь перехвачены двумя поясами, русского и якутского производства. Последний, выкроенный из черной кожи, украшен резными серебряными накладками. К поясу подвешен нож с деревянной рукоятью (Красноярский краеведческий музей). Через плечо перекинута стрелецкая «берендейка» с «зарядцами» (Государственный Исторический Музей) и пороховница...

© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.