N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




От Микен к Эллинизму
Колонна
Тевтонский Орден, Орден меченосцев, Прибалтика 1230-1270
Палестинское солнце Тулы
Древняя Греция. Эпоха героев
Жизнеописание Александра
Ливы бежали стремглав



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
С. Мишенёв

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ЭПОХА ГЕРОЕВ

Боевая традиция Древней Греции просматривается достаточно отчетливо.
Наиболее значительным периодом для развития фехтования стал так называемый Гомеровский век, или эпоха Героев (примерно 1000-750 г. до н.э.)

Условия формирования боевых систем в этот период были иные, нежели в Эгейской традиции. Это были более жесткие условия, провоцирующие развитие техники в русле функциональности и отделяющие чистые приемы боя от прочих приемов обращения с холодным оружием, таких, как танец, ритуал и т. п. В то же время и те приемы боя, которые мы назвали чистыми, лишенными смысловой значимости, подвергались дошлифовке - более эффектные уступали место более эффективным.
Другими словами, произошло (а точнее, усилилось) разграничение между боевым искусством и боевой техникой. Эта граница не так условна, как может показаться на первый взгляд. Она была очевидна античным воинам и спортсменам, ее наличие уверенно констатировал Плутарх. Однако, не имея возможности в рамках небольшой статьи углубляться в этот обширный и непростой материал, мы сегодня расскажем лишь о наиболее общих и ярких тенденциях, свойственных боевой культуре эпохи Героев в целом.
Итак, представим себе ситуации, в которых древнегреческим бойцам приходилось использовать холодное оружие:
Поединки и смешанные бои на поле сражения, а также единоборства военачальников на войне; ритуальные погребальные поединки; тренировки; танцы (боевые, разумеется); неритуальные состязания (проводились крайне редко). Кроме танцев, все эти случаи требовали весьма утилитарных навыков, и даже ритуальные поединки были начисто лишены какой бы то ни было культовой условности. Да и танцы были, скорее, лишь формой тренировки - индивидуальной, парной или групповой.
Во всех этих случаях почти всегда начало было одним и тем же. Противники метали друг в друга копья. Да, именно метание копья было первым и основным приемом при столкновении вражеских армий, и не только в момент сближения войск, но и в гуще самой битвы. Недаром воины носили по два копья. И уж если пущенное копье не достигало цели, то только тогда герои сходились врукопашную, на мечах, топорах или со вторым, сэкономленным копьем.
На эффективности метания сказывалась, конечно, еще и безопасность обработки такого приема. Ведь можно хоть сутки напролет метать копья в мишень - копья разного веса, из разных позиций, с разной дистанции - и при этом не получить ни царапины, чего не скажешь о приемах мечевого боя, весьма опасных в то время.
Одним из показателей высочайшего мастерства греческих копьеметателей можно считать совершенно невероятное искусство метания двух копий одновременно, с двух рук. При этом одно копье выполняло отвлекающую роль, и избежать удара вторым было крайне сложно.
Хотя, конечно, копья не только метали. Существует множество изображений, где воины сражаются копьями в ближнем бою. При этом хват используется преимущественно посоховый, острием вниз. В большинстве случаев затруднительно реконструировать конкретные приемы боя - позы бойцов абстрактно классичны. Но есть исключения из общей изобразительной традиции. На их основе можно сделать ряд выводов о древнегреческом фехтовании. В частности, можно видеть активную работу на разных уровнях - греки охотно приседали, уходя от прямого удара в верхний сектор, и это движение позволяло выполнить эффективный контратакующий удар снизу.
Копье греки охотно комбинировали с другими видами оружия нападения. В "Илиаде" мы встречаем активное использование копья в ближнем бою в сочетании с мечом и даже камнем.
Впрочем, более традиционная комбинация - копье и щит, или меч и щит.
Меч являлся оружием по преимуществу рубящим. Особенно ярко рубящий эффект был выражен в специфическом оружии "махайра", которое имело ярко выраженный ятаганный изгиб.
Продолжая анализ стилистики древнегреческого боя, мы обнаруживаем еще одну характерную особенность - прямой корпус, устремленность вверх и вперед вверх. И хотя есть мнение, что прямолинейность греческих танцоров и бойцов связана с жестким, закрепощенным стилем боя, - это не так. Ведь иначе не было бы той высокой подвижности, которая отчетливо видна в текстах и на некоторых рисунках. А прямота здесь - следствие высокой культуры владения телом, достигаемой целым комплексом общефизической подготовки: растяжки, тренинга отдельных групп мышц и т. д.
Эта культура периодически терялась и возрождалась снова, а в конце концов утвердилась в школах классического фехтования и дожила до наших дней: главное требование современной боевой стойки - прямой корпус.
А. Грунтовский в своих исследованиях* утверждает, что боевые школы, в основе которых высоко, "гордо" поднятая голова, - наиболее правильны, культурны и... человечны, поскольку опущенная голова - признак звериного уровня (не стиля, а именно уровня). Другие связывают прямое положение спины в некоторых боевых искусствах с особенностями циркуляции энергетических потоков. Впрочем, это не исторический вопрос.
Но приемы боя в целом достаточно просты. Бойцы избегают лишних или слишком сложных движений оружием, не строят длинные фразы, ограничиваясь двумя-тремя движениями. Значительные усилия прикладываются к тому, чтобы вообще избежать ближнего боя, поразив противника на расстоянии (копьем, камнем). Греки чужды каким-либо комплексам - если в ходе схватки противник оказался сильнее, проигрывающий, не задумываясь, обращается в бегство. При этом ему совсем не обязательно покидать поле боя. Отбежав на несколько десятков метров (или отъехав на колеснице), герой вновь ищет себе соперника. Ничего плохого он не видит в том, чтобы напасть на врага сзади, добить лежачего или раненого. Хорошим считается удар, убивающий сразу. Но герой не ограничивает себя этим условием и вполне довольствуется ситуацией, при которой для выведения противника из строя ему требуется два-три удара. В общем - никаких ограничений и усложнений. Все просто и эффективно. Но рисунок боя меняется, когда герой остается с одним предметом - мечом, копьем - без щита, то есть со свободной левой рукой. Правда, если такому бойцу попадается враг в полном вооружении, то лучше убежать, но если и тот потерял щит... Начинается борьба. В ход идут подсечки, за-хваты, заломы и прочие борцовские приемы, за исключением, пожалуй, бросков. Левая рука и ноги изо всех сил компенсируют отсутствие щита. Подобные приемы великолепно иллюстрируются и иконографией.


*А. Грунтовский. "Русский кулачный бой. История. Этнография. Техника." СПб, 1993.


Продолжение следует...