N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Воины древнего Китая
Серьезно о несерьезном
Военное дело таежных народов Западной Сибири
Тактика эссед - кельтских боевых колесниц
Элитный спорт средневековья
Изготовление кольчуги
Куликово поле '98
Битва при Киноскефалах
Древняя Греция: эпоха фаланг



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 
С. Мишенёв

История европейского фехтования (главы из книги)
Древняя Греция: эпоха фаланг

Cамо слово "фаланга" в переводе означает "бревно".
И первоначально фалангой мог называться любой ряд воинов, даже из нескольких человек. Вероятно, именно такие фаланги и описывает Гомер.
У него под стенами Трои таких фаланг множество, они разрушаются и вновь создаются без каких-либо последствий для всего сражения, а герой Диомед даже носит боевое прозвище - "разрыватель аланг".
Причем эти фаланги состоят не из героев - герои бьются самостоятельно, - а из рядовых воинов, бедных и плохо вооруженных.

Первые настоящие фаланги появились, вероятно, еще в период Архаики, в VII в. до н. э. Мы можем судить об этом, опираясь на факт довольно неожиданного исчезновения колесниц на полях сражений. То есть тактика десантирования героев в глубь вражеских позиций столкнулась с каким-то препятствием. Что это за препятствие? Видимо, так называемая простая фаланга*. Пока что это всего лишь плотный строй большого количества тяжеловооруженных воинов, выставивших над своими щитами двухметровые копья. Но и этого оказалось достаточно, чтобы развитие военного искусства вошло в новое русло.
К началу греко-персидских войн (нач. V в. до н. э.) это был уже слаженный боевой организм, эффективность которого для того времени превосходила все ожидания.
Каждый отдельно взятый боец потерял свою былую боевую значимость. И то боевое искусство, которое теперь ему требовалось, заключалось прежде всего в умении бежать в строю, толкать, давить. А фехтовать? В фаланге такая возможность практически не предусматривалась, а разрушенная фаланга, как правило, означала полное поражение и бегство. Правда, американский историк Манникс пишет, что гоплиты иногда специально рассыпались по полю боя, чтобы каждый мог вволю посражаться, но едва ли эту теорию можно принять всерьез. А вот утверждение Винклера, что многие греки в строю даже отказывались от полного доспеха (оставляя только шлем, щит и кнемиды) - не лишено основания. "Поистине, фаланга напоминает могучего зверя, - пишет Плутарх, - она неуязвима до тех пор, пока представляет собой единое тело, но если ее расчленить, каждый сражающийся лишается силы, потому что они сильны не каждый сам по себе, а взаимной поддержкой".
И что же теперь произошло с искусством фехтования? Оно расслоилось. Подавляющее большинство воинов теперь владело весьма незначительным набором боевых приемов. Правда, это были самые смертоносные приемы. А меньшинство, прежде всего в лице военачальников, сконцентрировало в своем кругу всевозможные аспекты мастерства, включая такие тонкие понятия, как дистанционная борьба, сложное маневрирование, планирование боевых действий и т. п.
Среди рядовых гоплитов культивировалась универсальная боевая система гопломахия, включавшая в себя приемы вооруженного, полувооруженного (без щита) и , возможно, безоружного боя. Соревнования по гопломахии никогда не проводились, слишком уж убойной была эта техника**. В арсенале полувооруженного боя, безусловно, сохранились захваты и прочие борцовские элементы. Недаром Александр Македонский, по сведениям Плутарха, приказывал "своим полководцам выбрить македонянам бороды, за которые их можно было очень легко схватить в сражении"***. Похожим элементом техники безопасности была и так называемая "Тесеева" стрижка, при которой воины специально выстригали волосы спереди.
В тренировочных программах гоплитов были по-прежнему и танцы. Лукиан (ок. 120 - ок. 190 гг. н. э.) описывает танец "Дромос": "Ведет хоровод юноша, выполняющий сильные плясовые движения - позднее они пригодятся ему на войне" (перев. И.Нахова). Этот танец уже гораздо условнее древних критских. Мы видим хоровод - общекультовый символ солнца. В нем, кроме юношей - будущих воинов, - присутствуют и девушки, и даже движения Лукиан назвал не боевыми, а плясовыми, что подчеркивает их неконкретный общефизический смысл.
Не пренебрегали танцевальной тренировкой и спартанцы. О критском танце "Пирриха", который они переняли, мы уже говорили. Кстати, связь между лакедемонянами и критянами прослеживается во многом, не только в боевых танцах. Недаром спартанцы считали их своими духовными предками, а законодатель Ликург многие обычаи, связанные с воспитанием будущих воинов, напрямую заимствовал с Крита. Все спартанцы по достижении 7 лет делились на небольшие отряды "ангелы", в которых их держали постоянно под оружием, "чтобы они изучали только это искусство и упражнялись в нем". Борьбой, метанием диска и копья занимались здесь и девушки.
У спартанцев же существовала оригинальная форма боевой подготовки - криптия, развивавшая не только фехтовальные, но и диверсионно-разведывательные навыки. Аристотель пишет, что криптию впервые ввел именно Ликург, а Плутарх описывает ее следующим образом: "Время от времени спартанское правительство посылало нескольких молодых людей, выдававшихся своими умственными способностями, за город без всякой цели. С ними не было ничего, кроме короткого меча и необходимых съестных припасов. Днем они скрывались, рассеявшись по тайным местам, и спали, ночью - выходили на дорогу и убивали попадавшихся им в руки илотов. Часто они бегали по полям и умерщвляли самых сильных и здоровых из них"(Ликург, 28).
Обучением бойцов теперь занимались централизованно, прямо в армии, а не в семье, как раньше. Для этого, возможно, впервые именно в Спарте (так, по крайней мере, уверяет Вегеций), появились специальные учителя, которых называли тактиками.
А уровень индивидуальной боевой подготовки воинской элиты мы можем представить благодаря, в частности, трагедии Еврипида "Финикиянки" (411 г. до н. э.). Здесь присутствует потрясающее по скрупулезности, живости и реализму описание поединка Этиокла и Полиника, который венчается сложным "фессалийским" приемом, да еще и исполненным как преднамеренный, а не экспромтный. Такой конкретики нет даже у Гомера. Ясно, что Этиокл и Полиник - непростые гоплиты, а люди царской крови, прошедшие высшую школу боевой подготовки, недоступную подавляющему большинству воинов. Именно поэтому Еврипид наделяет их таким мастерством. Приведем финал этого великолепного описания:
...Осев на ногу левую, свой щит
Приподнял он и правой сделал выпад,
А так как враг при этом не успел,
Подвинув щит, закрыться от удара,
Ему в живот уходит лезвие... (перевод И.Анненского)
Здесь - небольшая неточность переводчика: поскольку Этиокл наносит колющий удар, то не лезвием, а острием он поражает противника. В остальном же описание очень точно иллюстрирует высокий уровень боевой подготовки: маневры, поиски позиций, выбор момента действия, богатый арсенал технических приемов с разным оружием, использование подручных предметов, тактические ходы, планирование боевых действий и т. д.
Такое искусство действительно могло пригодиться военачальникам в тех случаях, когда они выходили на единоборство с равным себе. Поединок перед боем в этот период не самая частная ситуация, но и не самая из ряда вон выходящая. Так, например, один из командиров Александра Македонского Аристон вышел на поединок с персидским богатырем и в ходе боя обезглавил его одним ударом. Ламах, вызванный Каликратом, первый получил удар, затем ударил сам, упал и умер вместе с противником. Филопомен копьем сразил Дамофанта, чем обратил в бегство враже-ское войско. Пирр бился на мечах с Деметрием "столь же упорно, сколь и умело", получил одну рану, а сам ранил противника дважды - в бедро и в шею. В другой раз он же разрубил пополам мамертинского богатыря, а некоторое время спустя заколол копьем лакедемонянина Эвалка, после чего спрыгнул с коня (так как Эвалк успел перерубить повод) и перебил заодно весь его отборный отряд.
В общем, несмотря на гопломахию, криптию и танцы, несмотря на мощные традиции и общефизическую базу, искусство фехтования (именно искусство, а не голая техника) прочно закрепилось в высших командных эшелонах. Есть сведения, что многие цари и военачальники до самой старости продолжали упражняться с оружием. И так продолжалось до тех пор, пока на историче-скую арену не вышли сильные, подвижные и дисциплинированные римские легионы.


* Автор упреждает ситуацию. Колесницы были вытеснены с поля боя не фалангами, а верховыми гоплитами, которые, впрочем, использовали коня так же, как до этого колесницу, - в качестве средства транспорта к полю боя. Доехал до места и встал (прим. ред.)

** Это заблуждение автора, соревнования гопломахии известны по надписям, см., например (Michel Ch. Recneil d'inscriptions grecques. Fasc.2. Bruxelles,1897. №610 (Афины, 100/99 г. до н.э.); 899-900 (Самос, III-II вв. до н.э.)) , (прим. ред.)

*** Речь шла о предстоящей битве македонян с персами, а не с греками (прим. ред.)