Алиса
за границей

Статья про обучение в Америке, том первый

Долго я думала, как же мне подступиться к этой безумной статье про поступления в американские университеты. И поняла я, что и так плохо, и так нехорошо. И пришла мне в голову замечательная идея: после краткого вступления просто пробежаться по вопросам application for undergraduate admission, то есть формы, которую я заполняю и отсылаю в колледжи для того, чтобы меня туда приняли.

Даже при таком блестящем плане мне все равно придется сделать лирическое вступление-отступление и объяснить, а что же вообще такое application form, откуда она берется, и с чем ее едят. Куда сия форма отсылается, вроде как понятно - в университеты, а вот что это такое, и зачем это нужно? Попробую объяснить.

Для американских детей процесс поступления в колледжи начинается гораздо раньше, чем для русских (если, конечно, не считать пресловутый 12ый класс) - в начале 12ого класса. В конце 11ого класса дети определяются (или не определяются, сие не очень страшно) с тем, чем они хотят в жизни заниматься и в какие именно колледжи они хотят пойти и сужают количество этих самых колледжей до минимума (обычно 4-5). В начале 12ого же класса начинается свистопляска.

Дело в том, что экзаменов в универы тут никто не сдает. В начале 12ого класса дети начинают заполнять формы-заявления (про которые я объясню попозже) и собирать все необходимые бумажки. Все собранные бумажки вместе с чеком на n-ную сумму денег (зависит от колледжа, сколько именно) - так называемый application fee, несут к секретарю. Все это секретарь после необходимого процесса, в течении которого твоя application обрастает информацией, добавленной школьной администрацией, отправляет в колледж по почте. Колледж получает эту ценную тару, передает это в приемную комиссию, которая читает все, что ты ей наприсылал, и решает, принимать тебя или нет. После чего тебе высылается три возможных ответа: "принят", "не принят" или "поставлен в лист ожидания".

Какие именно бумажки ты собираешь в поте лица? Самое главное - это сама application. Вторая бумаженция (которую тебе даже в руки не дают, а просто показывают, чтобы ты знал, как она выглядит) это твой high school transcript. Бумаженция весьма серьезная: она содержит всю фактическую информацию о твоей деятельности в старшей школе (9ый, 10ый, 11ый и часть 12ого класса). Все твои предметы и оценки по ним, все твои внеурочные занятия (как театр, газета, участие в спортивных командах и тд.), баллы по общеамериканским тестам системы ETS: SAT I, SAT II, ACT и TOEFL (если тебе его надо сдавать). Что еще? Твое эссе (сочинение) на тему, предложенную университетом. Штука безумно важная, хотя многие колледжи пишут об эссе, как об optional то есть не обязательной компоненте. Нет, ребята, не попадайтесь в эту ловушку. Штука эта обязательна и сейчас поймете, почему. Суть в том, что как вы уже, наверное, поняли, в колледже тебя в глаза не видели, не видят и не увидят, если тебя не примут. Личного контакта нет, и никаких экзаменов никто не сдает решение о том, принять тебя или нет, происходит на базе того, что ты уже сделал в своей жизни, чего ты уже добился. И вот смотрят дяденьки и тетеньки из приемной комиссии в твои бумажки и видят... Что видят? Оценки твои. Результаты тестов. Фактуру. А о том, какой ты, они не знают. Может, у тебя есть причины для того, что фактура твоя не блестящая? Приведу конкретный пример: мои результаты теста SAT I. Этот тест обязателен для всех, кто планирует идти в колледж, и состоит из двух частей: английского языка и математики. Он очень сложен тем, что там проверяется не знание английского языка (зачем проверять знание английского языка у людей, которые на нем говорят с рождения), а то, сколько умных слов ты знаешь. У американцев есть целая категория слов, которые называются "SAT слова". Такие умные, длинные, красивые слова, которые в русском языке, тем не менее, всем известны. Такие слова как, "конгруэнтность", "риторика" всем знакомы, хотя часто не употребляются (ну, "Взмах", я в учет не беру). Так вот, американцы таких слов не знают. У них вообще пассивный словарный запас очень мал, они знают только те слова, которые используют в обычной речи. Считается ( и, между прочим, правильно считается), что если ты идешь в колледж осваивать какую-нибудь профессию, то тебе такие слова знать положено, отсюда и тест. Тест этот проверяет знание этих слов, не напрямую, конечно, но через чтения текстов, подбор синонимом, заполнение пропущенных мест в предложении и т.д. и т.п. Можете себе представить, чем этот тест был для меня. У меня результаты теста SAT I первоначально были весьма неважнецкие (к слову, недавно получила результаты нового теста - его разрешается писать несколько раз - просто обалденные - гораздо выше средних, я собой очень горжусь). Не откровенно плохие, но для поступления в очень хороший колледж их не хватало. На то у меня были серьезные причины: бесполезно от меня ожидать каких-то безумных результатов, потому как я в страну приехала-то только год назад. Наоборот, для меня это грандиозное достижение. Но это я это знаю. И мой guidance counselor (очень интересная должность в школе, потом объясню, зачем она нужна) это знает. Учителя мои это знают. А вот в колледже-то как об этом могут знать? Ответ прост - через эссе. (Почитать мое эссе)

Мое эссе на хорошем английском языке, с массой SAT слов (спасибо моей guidance counselor, которая лично проверяла и перепроверяла это эссе тысячу раз) повествует о том, какая я молодец, что за такое короткое время так умело адаптировалась к американской среде, а недостаток всяких там активностей (клубов, спорта) связан с тем, что все свои усилия я вкладываю в учебу, так как мне очень сложно, так как английский мой второй язык, а приехала я сюда очень недавно, в общем, смотри выше. Что конкретно дает тебе эссе? Тебе - это еще вопрос, а вот приемной комиссии оно дает возможность узнать тебя получше, разглядеть тебя сквозь бумажки и оценки. "Кто ты? Какой ты?" - ничего не напоминает? Колледж не интересуют результаты твоих экзаменов в университет, потому что экзамен - это всего лишь экзамен. Может, тебя накануне девушка бросила. А может, у тебя живот болит. А может, этот университет для тебя все в жизни, и ты провалился именно потому, что волновался без меры. Справедливо? Нет. А вот как ты вообще сдаешь экзамены (что показывают твои оценки в транскрипте) - вот это важно. А можешь ли ты напряженно работать, а особенный ли ты? А можешь ли ты привнести что-то новое в колледж? Вот что интересует дядечек и тетечек из приемной комиссии. Вот почему, если есть выбор, писать эссе или не писать, то выбор однозначен - писать!

Что еще важно? Твое резюме. В резюме ты пишешь все-все-все, что ты успел сделать на сегодняшний момент: работа, твоя активность в школе, какие-то летник программы, в которых ты участвовал. В общем, повод лишний раз покрасоваться, вот какой я молодец.

Последнее, что ты вкладываешь в конверт (точнее, это делает секретарь) это рекомендации. Да, да, именно рекомендации. Колледжи требуют как минимум две рекомендации из школы. В моей школе твой guidance counselor обязательно пишет тебе подробную рекомендацию, соответственно, вторая должна быть от учителя. У тебя может быть и больше, чем две, но в этом деле главное не переборщить: если рекомендаций, скажем, больше, чем четыре, то большинство приемных комиссий их просто не читают, что никак не льет воду на твою мельницу. Очень поощряется и практика запроса рекомендательных писем от каких-нибудь известных людей, скажем, от депутатов Конгресса от твоего округа, или от известного адвоката, от ученого, в общем, от любого, успешно практикующего свою профессию человека. Откуда такой человек тебя знает? Ниоткуда. Что ты можешь сделать, так это написать ему письмо, в котором "умело продав себя", рассказать о том, какой ты, и попросить написать рекомендательное письмо, если он (человек) сочтет тебя сего достойным.

Ну вот и все про большой конверт, который ты тщательно готовишь. После того, как ты всю кипу всего, от тебя зависящего отнес секретарю, application еще лежит в офисе недели две - три. Точнее, не просто лежит, а с ней всякие вещи происходят. Какие именно? Твой guidance counselor пишет тебе рекомендательное письмо и всяческие чисто фактические добавки (твои оценки, заполняется что-то типа маленькой анкетки о том, какой ты). Готовится к отправке твой транскрипт. Все тщательно пакуется и высылается. Это не всегда занимает 2 - 3 недели. Просто надо помнить, что у каждого counselor'а в нашей школе человек 130 детей. Из них 12тиклассников, соответственно, человек 35. И всем нужно написать рекомендации. А помимо этого есть еще куча дел. Так что запасайтесь терпением и делайте все заранее.

И вот - секретарь отсылает твою, потом и кровью вымученную, application. Остается только скрестить пальцы и ждать. (Моя первая заявка ушла 19 октября, вторая 30 октября. Две остальных еще в процессе).

Продолжение следует…

Обсудить на форуме. Задать вопросы.

Done by me 8-)