vzmakh.ru   







 
Теория и практика джихада на фоне Большой Кавказской войны
Курсовая работа Быковой Натальи, 11-гум


Вступление
В нашем мире существует множество стран со своими обычаями, культурой и религией. Одной из трех величайших религий мира является ислам, который исповедуется во многих странах Азии и Африки. Говоря об исламе, стоит упомянуть такой небезызвестный термин, как джихад - это священная война, имеющая целью не обращение иноверцев в ислам, а лишь уничтожение их политического могущества. Эта война ведется между разными народами из поколения в поколение, и, конечно же, имеет основные правила, сформулированные в Коране - священной книге, написанной некогда Зейдом ибн Сабитом после смерти Мухаммеда, сына Абдаллаха.
Безусловно, Коран постоянно редактировался под руководством четырех учеников Мухаммеда - праведных халифов, потому что сам Мухаммед оставил лишь некоторое число откровений, не приведенных в порядок и не снабженных необходимыми для их понимания историческими объяснениями.
Но сам "редактор" священного писания часто противоречил своими поступками тому, о чем говорил в Коране.
Поэтому появляется почва для размышлений - соблюдалась теория джихада на практике или нет. Наиболее близким и известным нам событием XIX века, кото-рое может помочь в рассмотрении этого вопроса, была Большая Кавказская война, начавшаяся в 1816 году и проходившая под знаменем джихада.
Цель данной работы заключается в том, чтобы, объединив и проанализировав различные сведения о теории и практике джихада и о Большой Кавказской войне, выяснить, была ли эта война священной, связанной с религиозными конфликтами, или же название "джихад" было всего лишь личиной, под которой скрывались корыстные интересы высших чиновников, энтузиазм нацонально-освободительной борьбы; словом, которым пытались поднять народ на войну против русского империализма…

Глава первая
Каноны джихада
Стоит отметить, что многие немусульмане неправильно понимают задачи и смысл джихада. Часто думают, что джихад означает ведение военных действий с целью склонить остальные народы к принятию ислама. Но это утверждение противоречит принципам ислама, в основе которых лежит защита индивидуальной свободы. Истинное значение этого слова совсем другое. Джихад означает "усердие", но истинный джихад - это битва против того, что мусульмане называют словом "дунья" (буквально "мир"). Мир, будучи творением Бога, сам по себе не зол, но в нем присутствуют некоторые аспекты материального существования, прямо противоположные воле Бога.
Амр бин Ауф говорил: "Не бедность ваша страшит Меня, но то, что можете вы возжелать мира, как другие до вас возжелали его - и разрушит он вас, как и тех, что были прежде вас". (Хадис Бухари).
Самым опасным заблуждением является себялюбие. Наше "я" - творение Аллаха, и его следует любить и уважать. Но когда люди становятся себялюбивыми, то собственные низменные желания увлекают их с путей праведной жизни, а любовь к себе приобретает некую форму многобожия. Себялюбивые люди поклоняются прежде всего сами себе, а не Богу и пренебрегают обязанностями по отношению к Богу, которые в общем выражаются нашей любовью по отношению к другим - будь то люди или животные.
Таким образом, дунья манит мирских людей наживкой из страстей и роскоши, отдаляя их от праведной жизни и делая их жадными, жестокими, трусливыми и заносчивыми. Так вот джихад и является борьбой против этого соблазна.
"Эта здешняя близкая жизнь есть только обольщение, суета: истинно, только в жилище будущего века есть существенная жизнь. О, если бы они это знали!" (Коран, сура 29:64).
А Хаким ибн Хизам сказал: "Богатство - сладостно, оно источник благословения тем, кто получил его неожиданно; но те, кто ищет его из жадности своей, подобны людям, которые едят, но никогда не насыщаются". (Хадис Бухари).
Каноны истинного исламского джихада акцентируют внимание на том, что убийство во имя религии - опасное заблуждение. Угнетение во имя религии невозможно. Людей ни в коем случае не следует насильно склонять к тому, во что они не верят. Принцип джихада - борьба против гнета и тирании, провозглашение свободы и справедливости, установление истинного и надежного мира: "И если два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, ко-торый несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха. А если он обратится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Аллах любит беспристрастных!" (Коран, сура 49:9)
Джихад не должен проводиться в целях захвата территорий, но всегда имел оборонительные функции и завершался с первой же просьбой противника о перемирии. Ни один мусульманин не выскажется в пользу войны как благого дела и не воспримет как справедливость причинение страданий людям с целью насильственного захвата земель, власти и прочего. Когда такое происходит, это называется тиранией. Мусульмане верят, что там, где правит тиран, мир не-возможен даже при отсутствии боевых действий, потому что в такой стране утрачено чувство безопасности; люди испытывают угрызения совести, подчиняясь существующему режиму; люди ощущают всевозможные преграды и свою беспомощность в их преодолении и стыдятся своей мнимой или даже реальной трусости.
Пророк совершенно ясно заметил: "Если кто из вас идет на помощь к угнетателю, зная, что тот угнетатель, - он удаляется прочь от ислама". ( Хадисы Бухари и Муслим) Ислам не может примириться со злом, и в этом случае военный джихад, вероятно, единственный ответ. Не замечать тирании или не попытаться противостоять ей считается проявлением слабости и непростительной трусости. "Если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места для молитвы, и места для поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет". (Коран, сура 22:41)
Многие войны вообще невозможно увязать с основами ислама. В Коране весьма четко представлены определения джихада.
Джихад объявляется только в том случае, если:

Требуется выступать в защиту веры Аллаха, но не на завоевания во имя Его.
Назрела необходимость освобождения от тирании.
Появляется духовный вождь, призванный к восстановлению справедливости.
Джихад ведется только до тех пор, пока противник не сложит оружие: "А если они склонятся к миру, то склонись и ты к нему и полагайся на Аллаха, ведь Он - слышащий, знающий!" (Коран, сура 8:63)
Во время боевых действий запрещается причинять зло женщинам, детям, старикам и больным, а также ломать деревья и наносить вред хозяйственным припасам и угодьям.

Джихад не включает в себя:

агрессивные войны;
пограничные столкновения, межнациональную рознь и клановые неурядицы;
любые попытки завоевания, угнетения, колонизации и эксплуатации;
насильственное склонение людей к принятию чужой для них веры.
Народный джихад провозглашается только общепризнанным духовным вождем и высшим судьей, который может здраво оценить сложившиеся обстоятельства, взвесить все доводы и указать верный путь. Такой лидер должен быть полностью свободен от личных амбиций и притязаний.
Но на практике выяснилось, что лидера с такими качествами найти весьма сложно, а ведь от него зависит очень многое; практически все зависит от того, какие действия он предпримет.
И, забегая немного вперед, хочу отметить, что в общем-то Большая Кавказская война послужила примером, подтверждающим то, что теория, к сожалению, не всегда реализуется на практике, какой бы блестящей эта теория ни была.


Глава вторая
Народы Кавказа, их быт и обычаи накануне появления русских войск
Кавказ - регион, четко ограниченный морями с запада и востока. С севера его естественным пределом служат горы Большого Кавказского хребта. Зато на юге этот регион плавно сливается с Анатолийским, Армянским и Иранским нагорьями. Кавказ включает в себя страны центральной Азии, которые населяет множество разных народов, и у каждого своя культура, свои особенности, и поэтому эта территория представляет особый интерес для изучения.
Стоит отметить, что в начале XIX века местное традиционное общество переживало глубокий кризис. Многочисленные народы находились на разных этапах социально-экономического развития, принадлежали к различным религиям и субкультурам. И хотя они были субъектами исторических процессов, с точки зрения современной международной практики они выступали как объект интересов и притязаний могущественных соседей - России, Турции, Англии, Франции, Персии, стремившихся к реализации своих целей.
Это обстоятельство практически исключало для этих народов возможность самостоятельного независимого развития без включения в тот или иной цивилизационный комплекс (исламский, западноевропейский, российский). Обстановка осложнялась религиозным противостоянием, распространением (зачастую насильственным) шариата. Северный Кавказ раздирали междоусобицы, острые межэтнические, социальные, клановые противоречия. В ходе борьбы одни искали поддержку у России, другие - у Турции, эта ориентация неоднократно менялась, а иногда была одновременно на две и даже три стороны.
Натиск России объективно способствовал укреплению ислама как идеологической основы сохранения горской самоидентичности.
Разный уровень развития горских обществ обусловил наличие различных слоев и течений в этом движении. Имея различные интересы, различную мотивацию для вступления в борьбу, преследуя различные цели, они играли разную роль и занимали неодинаковое положение. В движении участвовали: мусульманское духовенство, свободные крестьяне, в том числе и представители выборного общинного управления, горская знать. Идеологией, которая объединила такие социально неоднородные слои горского общества, стал мюридизм - одно из суфийских течений в исламе.
Мусульманское духовенство представляло серьезную силу и по численности, и по влиянию на общество. В итоге именно оно приобрело руководящие позиции в движении горцев. В процессе утверждения на Северном Кавказе российской администрации служители культа утрачивали привилегированное положение и материальные блага, их права ограничивались, сфера влияния сужалась (например, были изъяты из их юрисдикции уголовные и гражданские дела). Поскольку Османская империя стремилась использовать религиозные связи с Кавказом в политических целях, последовали ограничения на хадж, доступ теологической литературы из единоверной Турции, возможность получить там образование и пр. Помимо этого, активизировалась миссионерская дея-тельность христианской церкви, в горах восстанавливались храмы. Сам факт перехода северокавказских народов в подданство христианского государя ослаблял их позиции.
Понимая и реально оценивая свое будущее, мусульманское духовенство отождествляло защиту своих позиций в горском обществе с защитой ислама и шариата, которую объявили священным долгом каждого. Развернув широкую религиозную пропаганду, они убедили массы крестьянства в том, что это борьба за сохранение чести и независимости народа, неприкосновенности религии. Их задача облегчалась острым недовольством горцев политикой российской администрации, ориентировавшейся на поддержку местной знати, принудитель-ными мерами различного характера относительно широких слоев населения (увеличением повинностей, требованием сдать оружие и т.д.).
Свободные крестьяне были вовлечены в движение лозунгами равенства, социальной справедливости, восстановления патриархальной демократии. Поскольку процессы феодализации и утверждения российского владычества в крае в значительной степени совпадали по времени, в сознании простых горцев они отождествлялись и в борьбе против всякого гнета социальные и патриотические устремления сливались в один поток. Крестьянство составило основную массу участников противоборства с российскими вооруженными силами. Заметную роль в освободительном движении горцев играла верхушка сельских обществ, которая использовала мюридизм как средство подчинения свободного крестьянства. Россия не включила её представителей в дворянское сословие, не распространила на них льготы и привилегии, чем вызвала негативную реакцию и высокую активность в борьбе.
Горская знать присутствовала в движении, хотя политика царской администрации на Кавказе, казалось бы, должна была обусловить ее лояльность. Были подтверждены права и привилегии горской элиты, её представителей включили в дворянское сословие империи. Положение крупных феодалов оставалось достаточно стабильным, и в идеологии мюридизма они не нуждались Исключение составляли аристократия адыгских "демократических" обществ, стремившаяся вернуть свои позиции, утраченные в результате общественного переворота конца XVIII в., "обиженные" российской администрацией крупные владетели и та часть феодалов, доходы которых пополнялись военной добычей в ходе набегов и работорговлей. Они были тесно связаны с Турцией, и подданство России лишало их постоянных источников обогащения.
Сейчас я снова хочу вернуться к быту горцев. Вот, например, прочитав "Известия о бывшем в Кавказских горах лжепророке Мансуре", можно сказать, что "…большинство жителей Кавказа - люди, склонные к грабежу, свирепые и хищные. Этого требуют те обстоятельства, в которых они живут, и их быт - среди жителей Кавказа мало образованных людей". Впрочем, думаю, что стоит согласиться с таким высказыванием, ведь Кавказ - отнюдь не развитый политически и экономически регион. Тот же источник отмечает, что "…для его населения разбой - самый простой и выгодный способ существования".
Взять, например, чеченцев. По воспоминаниям многих полководцев и русских солдат, служивших на Кавказе, "…чеченцы воровства и грабительства междоусобного не терпят…Но сколько домашние хищения у них презренны и редки, столь напротив честны обращенные на неприязненных им соседей на российские пределы. Чеченцы трудолюбивее других кавказских народов. Одна страсть к хищничеству отвлекает их от возделывания земли. Но когда чеченец дома, работает неусыпно. Женщины, справляя все домашние надобности, помогают им и в полевых упражнениях.
Из рукоделий у чеченцев главное - ткание сукон. Из железа, которое они покупают в Персии, делают сабли и кинжалы. Ружья чеченцы покупают в дагестанских селениях, так как те, которые они делают сами, не очень хорошие. А вот порох чеченцы делают сами, извлекая селитру из некоторых трав, а серу находят в своих селениях, свинец покупают в Персии и областях Турции, и пулями очень дорожат, стреляют только при крайней необходимости".
По свидетельствам разных источников, известно также, что в дагестанских селениях похищали женщин (это могли быть как сестры похитителей, так и девушки из соседних селений) и продавали их богатым туркам. Это было выгодно и похитителям, потому что они получали немалые деньги, и похищенным женщинам, так как, во-первых, они отправлялись жить к богатым чиновникам, выходили из нищеты, а во-вторых, поскольку кавказские женщины обычно были очень красивы, то они занимали в турецких гаремах первые места, то есть становились любимыми женами и получали много прав и привилегий.
Исповедуя разные веры и говоря на разных языках, народы Кавказа имеют много обычаев и разный образ управления. Например, из документов Центрального государственного Военно-исторического архива можно узнать, что у ингушей существовал обычай: при необходимости собирать собрание, на которое обычно является один человек из семейства.
Также в этих документах при описании ингушей сказано, что "…у ингуш отец сына убить может, что бывает наипаче, когда сын не согласен с отцом в выборе невесты. Случается, что в сей ссоре и сын отца убивает. Общество в том и другом случае не приемлет каких-либо наказаний, но убийца, отец или сын, не может уже оставаться на житье в той же деревне, но переселяется в другую.
Ежели брат брата убьет, то, оставляя семейство, убийца удаляется к чужим народам и между своими сородичами жить не может…"
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что многие жители Кавказа, хоть и не образованные люди, но очень сильные и воинственные. Военное дело они понимают и знают досконально, потому что те жизненные условия, в которых они живут, не представляют иного выхода. Один русский солдат в своих мемуарах писал, что "…для таких людей убить человека не составляло никакого труда, если тот нарушал обычаи или попросту оказывался жертвой грабежа. Но, несмотря на все это, традиции и обычаи у этих народов очень сильны и имеют большое для них значение…", в отличие от других народов, для которых традиции мало что значат. Но помимо остальных традиций у народов Кавказа особенно сильна вера в бога. Аллах для этого народа значит очень многое, если не сказать большего.
Стоит сказать, что ислам пришел на Кавказ достаточно поздно - в 18-19 веках. Вместе с ним пришли арабский язык, на котором был написан Коран, а также некоторые, хотя и слабо проявившиеся, элементы исламской государственно-сти.
Грузия, Армения и будущий нагорный Карабах приняли и христианство, а большая часть Албании и все горцы, кроме осетин, приняли ислам. Влияние ислама с течением времени становилось весьма заметным, но нормы обычного права (в частности законы кровной мести) на Кавказе действовали по- прежнему и, более того, пользовались явным преимуществом. Можно сказать, что ислам просто-напросто влился в культуру кавказских жителей, не нарушив, но дополнив ее.

Глава третья
Начало русской экспансии на Кавказе
Как известно, Кавказ - ворота из Азии в Европу. На владычество над Кавказом претендовали три страны: Россия, Турция и Персия. Но в конце концов, после двух войн с Персией в 1804-1813 и в 1826-1827 годах и двух с Турцией в 1806-1812 и в 1828-1829 годах, Россия все-таки сумела отстоять Грузию (в 1801 году), Абхазию (в 1810 году), Азербайджан (в 1813 году) и Армению (в 1829 году). В результате всех этих войн народы Северного Кавказа, можно сказать, автоматически отошли под власть России. Проблема заключалась в том, что сами жители Кавказа были абсолютно не согласны со своим новым положением. Одним интересным примером этому может послужить следующий случай: когда один из русских генералов попытался объяснить черкесам, что Кавказ теперь принадлежит России, то старик, слушавший его показал, на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: "Дарю тебе ее. Возьми, если сможешь".
И хотя, например, народы Дагестана признали власть русского царя, а их правители получили генеральские чины и жалования, но, как только царская администрация попыталась внедрить российские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство. Особенно горцы возмущались из-за того, что им запретили взаимные набеги для захвата скота и имущества: в то время это был род обычного промысла в горах. А также русские стали запре-щать продажу женщин туркам, потому что боялись, что это коснется русских женщин, живущих поблизости. Народы Кавказа не хотели участвовать в строительстве дорог и крепостей. Но бремя новых налогов, в установлении которых местные правители и русские чиновники быстро нашли общий язык, заставили горцев возненавидеть и тех, и других. Так смешались противоречия, вызванные, с одной стороны, столкновением несхожих культур, традиций и обычаев, а с другой - общественным неравенством среди местного населения. В такой сложной ситуации любое неосторожное действие могло спровоцировать войну.
Участник всех войн России с Францией, опытный генерал Алексей Петрович Ермолов, назначенный Александром I в 1816 году наместником на Кавказе, а точнее, главнокомандующим отдельным Грузинским корпусом и управляющим по гражданской части на Кавказе и Астраханской губернии, сообщал царю: "Горские народы примером независимости своей в самих подданных Вашего Императорского Величества порождают дух независимый". Он предложил перейти к активным наступательным действиям для проникновения в глубь территорий горских народов, с тем, чтобы построить там поселения-крепости с русскими гарнизонами. В дальнейшем между крепостями прокладывались дороги. Вдоль них для безопасности на сотни метров вырубались леса. С тех пор для многих солдат-кавказцев рубка леса стала военной работой.
В 1817 году началось выдвижение левого фланга Кавказской линии с Терека на реку Сунжу, в среднем течении которой в 1817 году была заложена крепость Преградный Стан. С 1818 года на реке Сунже, на расстоянии одного перехода в глубь Чечни от казачьей станицы Червленой, возникла новая крепость - Грозная. С нее началось планомерное продвижение русских от старой пограничной линии, шедшей по Тереку, к самому подножию гор. Одна за другой вырастали крепости с характерными названиями: Внезапная, Бурная… Казаки и армейские части другой пограничной линии, тянувшейся со времен А.В. Суворова по Кубани, также начали, хотя и не столь быстро, двигаться на юг, преследуя кавказские отряды, совершавшие набеги на русские территории. Таким образом, и здесь возникли новые пограничные линии вдоль левых притоков Кубани. Намерения России, казалось, были самые благородные: распространить среди горцев законность и просвещение, прекратить на Кавказе междоусобицы и набеги. Но одновременно горцы были вынуждены покидать удобные равнинные земли, привычные пастбища. Это вызвало их недовольство и сопротивление.

Глава четвертая
Возникновение противоречий между бытом жителей Кавказа и русскими обычаями
Действительно, когда сталкиваются две абсолютно разные культуры, может возникнуть непонимание между ними, что и случилось на Северном Кавказе. Уже в 1817 году на Северном Кавказе сложилась ситуация, которая может по-служить примером такого столкновения разных культур.
Из мемуаров А.П. Ермолова можно узнать, что, когда он возвращался в крепость Грозную, о которой уже упоминалось в предыдущей главе, он "…нашел Сунженскую деревню, одну из богатейших, которой жителей особенно ласкал он, с намерением оберегая деревню, дабы лежащая поблизости крепость могла получать из нее все необходимые потребности, уже разоренною". Далее рассказывается о том, что один из жителей этой деревни выстрелил из ружья в русского солдата, который был послан за покупками, потому что ему не отдавали вола, которого он называл своим. Офицер, как и следовало ожидать, приказал схватить стрелявшего, но лошадь, на которой он сидел, схватили за повод, и в конце концов офицер чуть не погиб. Начальник корпусного штаба послал солдат успокоить жителей и передать им, чтобы они не боялись мщения, но выдали преступника для наказания. Но произошло то, чего русские не ожи-дали: "Посланный солдат нашел жителей деревни поспешно выбирающихся из домов и удаляющихся в лес, и ему отсоветовано, что стрелявшего по солдату не отдадут и будут защищаться, если войска придут". Когда начальник кор-пусного штаба сам попытался пойти с несколькими ротами уговорить жителей деревни, он был встречен выстрелами. Когда войска атаковали деревню, "…все бросились бежать с такой быстротой, что догнать было невозможно". После этого происшествия жители всех остальных деревень, расположенных на левом берегу Сунжи, оставили свои дома без какого-либо вмешательства русских и по непонятным для них причинам.
К тому же, как уже упоминалось ранее, русские были не приспособлены к условиям жизни на Кавказе, поэтому они начали приносить сюда свою цивилизацию. Для укрепления своих позиций они строили крепость за крепостью, дороги между ними. Помимо того, что русские продвигались по территориям, которые издревле принадлежали жителям Кавказа, они еще и заставляли их участвовать в освоении своих же пространств, что, безусловно, не нравилось местному населению. Жители Кавказа отказывались участвовать в строительстве крепостей и дорог.
Помимо всего остального, им запретили набеги на территории, которые теперь принадлежали России, а без этого в то время было сложно прожить, да и отвыкнуть от этого было сложно, ведь так на Кавказе жили много лет. Таким образом, русские лишали горцев еще и пропитания.
Но это еще не все конфликты с русскими. Очень сильно возросли налоги, что послужило последней каплей, переполнившей чашу терпения населения Кавказа. Началось стихийное сопротивление…

Глава пятая Стихийное сопротивление
В 1819 году ряд враждебных России чеченских и дагестанских племен предприняли нападение на Сунженскую линию. Упорная борьба велась до 1821 года. Горцы потерпели поражение; часть владений горских феодалов была ли-квидирована, часть поделена между вассалами России.
Сопротивление горских народов, в большинстве своем исповедовавших ислам, пытались использовать мусульманские Персия и Турция, которые воевали с Россией в 1826-1828 и в 1828-1829 годах, но потерпели поражение. В ре-зультате этих войн Россия укрепила свое положение в Закавказье, Турция признала право России на Черноморское побережье от устья Кубани до крепости св. Николая - северной границы Аджарии. Наиболее крупным выступлением горцев в эти годы стало восстание в Чечне, вспыхнувшее в июле 1825 года. Горцы во главе с Бей-Булатом овладели постом Амараджиюрт, пытались взять крепости Герзель и Грозную. Однако в 1826 году восстание Бей-Булата было подавлено. Строительство Военно-Сухумской дороги повлекло присоединение Карачаевской области в 1828 году. К концу 1820-х годов Ермолову удалось замирить и подчинить почти весь Кавказ, за исключением наиболее труднодоступных районов.
С воцарением Николая I популярный в войсках Ермолов был взят под негласный надзор и в марте 1827 года заменен генералом И.Ф. Паскевичем. Новый командующий Отдельным Кавказским корпусом отказался от ермоловской стратегии планомерного продвижения в глубь гор с закреплением занятых территорий и вернулся к тактике карательных походов. Тем не менее, именно при Паскевиче в 1830 году была создана Лезгинская линия, прикрывающая Северо-восточную Грузию от набегов горцев.
В конце 1820-х годов среди народов Дагестана и чеченцев получило распространение религиозное учение- мюридизм, который призывал к созданию теократического государства - имамата, т.е. государства, управляемого главой церкви. Составной частью мюридизма была идея джихада - священной войны против неверных, которой посвящена вся первая глава моей работы. Мюридизм вызвал расширение масштабов Кавказской войны, хотя далеко не все кавказ-ские народы примкнули к этому движению: одни из-за своей христианизации (осетины), другие из-за слабого влияния ислама (кумыки, кабардинцы). Часть горцев разделяла позицию русских (ингуши, аварцы) и враждебно отнеслась к мюридам.

Глава шестая
Имамат, начало войны и характер боевых действий
В декабре 1828 года Гази-Магомед (рус. Кази-мулла) был провозглашен первым имамом - первой главой военно-теократического государства. Энергичный проповедник, блестящий оратор, он обладал огромной силой убеждения. Используя социальную демагогию, сумел создать образ врага в лице России и феодальной верхушки, строгого соблюдения шариата.
Он выдвинул идею объединения народов Чечни и Дагестана в целях борьбы с неверными. Часть дагестанских владетелей (хан аварский, шамхал тавросский) не признали власть имама. После этого во второй половине 1820-х годов военное противоборство в Дагестане и Чечне приобрело организованный характер, выразившийся в истреблении светских феодалов (в Аварии почти поголовно, а также в Гидатле, Ругудже, Саситле и др.).
Воззвания первого имама с упреками и обещаниями благ привлекали все больше сторонников, число которых в 1830 г. достигло 8 тысяч человек и продолжало расти. Весной этого же года отряд Гази-Магомеда напал на Хунзах - столицу аварских ханов - "закоренелых врагов ислама и виновников разложения нравов", но потерпел неудачу.
В следующем году он действовал на равнине и в Северном Дагестане с переменным успехом: с боем взял Тарки, но крепости Бурную и Внезапную не смог. Отряд 8 дней держал в осаде Дербент, но вынужден был отступить, затем был совершен налет на Кизляр. Успех был недолог, тактика внезапных налетов, походов на дальние расстояния без баз и тыла привела к поражению, сокра-щению численности войска и гибели самого Гази-Магомеда в бою у с. Гимры в 1832 г.
Вторым имамом стал бек из Гоцатля Гамзат. Он учел опыт предшественника и продолжил борьбу. Захватив Хунзах и уничтожив почти всех аварских ханов, привлек новых сторонников, однако вскоре был убит братьями аварских ханов Османом и Хаджи-Муратом.
Третьим имамом в 1834 г. был провозглашен Шамиль, аварец из с. Гимры. Он умело использовал временное затишье в военных действиях в первые годы после его избрания. 1840-е годы известны как "блистательная эпоха Шамиля". В это время были предприняты крупные экспедиции с целью расширения базы движения, достигнуты наибольшие успехи в Дагестане, Чечне, на Западном Кавказе, захвачены или ликвидированы многие русские укрепления, в том числе на побережье Черного моря. Центром движения стала Чечня, предпринимались попытки распространить его на Кабарду ( поход 1846 г.) и другие регионы. Оформилась структура имамата и осуществлялись его функции. В войске имама сражались "муджахиды" из других районов Северного Кавказа и дезертиры российской армии. На стороне Шамиля выступили Хаджи-Мурат, Ахверды-Магома, Шуаиб, Думбай, Кибит-Магома, Байсунгур Беноевский и другие известные личности. В 1844 г. к Шамилю перешел Даниэль-бек Елисуйский - генерал-майор царской службы. Он стал наибом и одной из наиболее заметных политических фигур имамата. Среди военных неудач царской армии серьезными потерями обернулись Ичкерийская экспедиция генерала П.Х. Граббе в 1842 г., которую называли "несчастной", и Даргинская экспедиция графа М.С. Воронцова в 1845 г. (после бесплодной попытки договориться с Шамилем о мире), получившая прозвище "сухарной". Несмотря на то, что достижение цели - ликвидации резиденции Шамиля в Дарго - было оплачено дорогой ценой ( из строя выбыло свыше 3,5 тыс. солдат и офицеров), мероприятие было объявлено успешным, его участники получили награды.
Думаю, стоит немного коснуться устройства государства Шамиля. Ему удалось сплотить полиэтничный регион и сформировать стройную централизованную систему управления. Территория была разделена на административные единицы - наибства, число и размер которых менялись в зависимости от военно-политической обстановки. Более или менее постоянными были 20, иногда их число доходило до 50. Некоторое время их объединяли в 4 губернии (округа) во главе с мудирами. Наибства делились на участки под управлением мазунов, которые занимались военными сборами и заготовкой провианта. Судебные и административные функции выполняли кадии, муфтии, алимы. Низшей еди-ницей административного деления являлся аул, в котором сохранялась выборная система управления, однако старшины стали утверждаться имамом по представлению наибов. Управлялся имамат следующим образом: глава госу-дарства – имам-уль-Аззам (великий имам), "отец страны и шашки", являлся духовным, военным и светским вождем, имел огромный авторитет и решающий голос, однако его власть нельзя считать неограниченной. Примерно с 1841 года ежедневно, кроме пятницы, при нем заседал Диван-ханэ (высший совет) и рассматривал административные, военные, хозяйственные, судебные дела, заслушивал доклады наибов. Периодически созывались съезды наибов и алимов для обсуждения важнейших государственных проблем (это проводилось в 1841,1845,1847,1851,1858,1859 годах).
Местное управление находилось в руках назначаемых Шамилем наибов. Их деятельность регламентировало "Положение о наибах": сбор налогов и ополчения, суд, наказания, забота о вдовах и сиротах. Наиба сопровождали муфтий, палач, отряд охраны - муртазикаты. Они выполняли не только роль личной гвардии высших должностных лиц имамата, но и составляли ядро войска. Эти воины отказывались от семьи, давали присягу, были наиболее религиозны и фанатично преданы имаму.
Низшую административную инстанцию представляли старшины, избранные народом и утвержденные Шамилем по представлению наибов. Старшины и кадии заботились об исполнении указов и распоряжений имама, отвечали за порядок в ауле.
В государстве была создана своеобразная "служба безопасности" - институт мухтасибов (осведомители), которые наблюдали за деятельностью наибов и других должностных лиц. Для проверки подбирали "инонациональные кадры", то есть в Дагестан посылали чеченца и наоборот, чем достигалась строгость и объективность в оценках.
Существовала почтовая служба - "летучая почта". Гонцы по первому требованию получали в аулах свежих лошадей, пищу, ночлег.
Вся жизнь в горском государстве строилась на основе шариата. Однако специфика жизни в условиях длительной войны с могущественным противником вынудила разработать дополнительные правовые нормы для регулирования личных и общественных отношений - "Низамы Шамиля". Известно 14 низамов, которые регламентировали хозяйственные, земельные, личные, семейно-брачные отношения, ограничивали кровную месть, определяли систему наказаний за различные нарушения и преступления, решали бытовые вопросы.
Был введен запрет на вино, табак, песни, музыку, танцы. Нарушители его подвергались строгим (плети, смертная казнь) или унизительным (вымазывание лица сажей, продевание бечевки сквозь ноздри и др.) наказаниям, что объяснялось суровым военным временем. Наибольшему осуждению и жестоким наказаниям подвергались лица, уличенные в предательстве и шпионаже.
На основе шариата была отрегулирована налоговая система имамата, создано государственное казначейство - байтулмапл.
Основные подати - зякат (10-я часть доходов), харадж (за пастбища), хомус (5-я часть военной добычи), а также многочисленные штрафы, конфискации, выморочное имущество, выкупы за пленных пополняли казну.
Гибель мужчин молодого возраста, снижение рождаемости вызвали большие перемены в правовом регулировании брачных отношений. Наибы обязаны были строго следить за нравственностью и своевременным заключением брака среди молодежи. Девушек могли выдать замуж по указанию наиба. При этом жестко пресекалось умыкание невест, бегство молодых. Строго наказывали и муллу, и новобрачных, нарушивших запрет. Особая забота о вдовах выразилась в предоставлении им права выбора мужа, независимо от его семейного положения. Низам защищал имущественные права разведенных женщин: мужчина, изгнавший жену, обеспечивал её материально.
Шамиль создал эффективно действующие вооруженные силы, включавшие конницу и пешее ополчение. Всё мужское население от 15 до 50 лет являлось военнообязанным и могло быть мобилизовано поголовно в случае необходимости. Численность войска зависела от военно-политической обстановки в крае и составляла в среднем 20-30 тыс. человек. Сведения авторов о численности вооруженных формирований горцев весьма противоречивы ( от 15 до 6о тыс.). Ополчение делилось на тысячи, пятисотни, сотни, десятки. Подразделения имели свои значки и знамена, командиры - знаки отличия, введенные в практику с начала 40-х годов. Знаки определяли должностной статус и имели наградное содержание: серебряные пластины в форме круга, треугольника, полумесяца, звезды, пятиугольника и пр. с надписями.
Со стороны России, в свою очередь, развернулось интенсивное комплексное изучение региона и местных народов. Отношения стали строиться с учетом сложившихся веками обычаев и традиций, особенностей этнической психологии. Предпринимались шаги по развитию экономики, торговли, образования, медицины, активизировалась культурная жизнь.
Вместе с тем усиливались меры политического воздействия на население, рассылались воззвания с призывами принять присягу на верность России и новую администрацию, начать мирную и спокойную жизнь. А по канонам джихада, о которых подробно я рассказывала в первой главе, предложения о мире должны были встретить отклики у правителей имамата, однако этого не случилось… Несмотря на это, участились контакты с представителями высшей администрации имамата, часть их перешла на сторону России.
В 40-х годах увеличилось число меновых дворов, где под контролем администрации горцы могли обменять своею продукцию на соль, хлеб, предметы первой необходимости. Однако торговые контакты разрешались лишь с "мирными" народами, а "немирные" к ним не допускались. Такая дискриминация действовала достаточно эффективно, так как торговые связи с Россией были выгодны именно простым горцам, предлагавшим к обмену предметы своего труда. Турция же покупала главным образом ценную древесину и рабов, которых могла поставлять только богатая верхушка. Развивалась ярмарочная торговля в городах и крупных линейных станицах Предкавказья, расширялся ее объем и ассортимент товаров.
Одновременно наращивались военные усилия, поскольку угроза вмешательства Турции и европейских держав в дела региона становилась все более сильной, особенно в 50-е годы с началом Крымской войны. К этому времени Отдельный Кавказский корпус отличался высокими боевыми качествами. Его численность к концу Кавказской войны достигла 200 тыс. Солдаты и офицеры приобрели огромный опыт ведения боевых действий в местных условиях. Продолжалось устройство просек и дорог, возведение укреплений. Непокорные народы оттеснялись в глубь гор, а на освободившихся землях создавались казачьи станицы. Казачеству отводилась важная роль в ходе боевых действий, защите кавказских укрепленных линий. Казаки соперничали с горцами в воинской доблести, удальстве, умении сражаться в горах, при этом с уважением относились к боевым качествам противника.

Глава седьмая
Причины краха имамата
На завершающей стадии движения у горцев уже не было больших военных успехов. Все более отчетливо проявлялись противоречия между рядовыми участниками движения и сложившейся в ходе борьбы новой верхушкой. Ее обогащение, произвол и злоупотребления наибов, тяжелая налоговая система, расширение масштабов репрессий привели к восстаниям против Шамиля (Чох, Хунзах, Ан-ди, Гидатль и др.) Разорение экономики, огромные потери среди мужского населения вызвали чувство усталости и апатии в широких массах, стремление выйти из войны. Целые селения стали переходить на сторону России Обострилось соперничество среди руководителей движения, особенно, когда Шамиль в 1847 году объявил всем, что назначает своего сына Гази-Могамеда наследником духовной власти. А ведь передавать ее по наследству было нельзя! Пошли разговоры о том, что Шамиль заботится только о себе, что он стал стремиться к богатству и нисколько не думает о Боге. Народ видел, что наибов-управителей одолевает страсть к богатству, жадность. Теперь наибы создавали лишь видимость того, что исполняют приказы имама, а на самом деле обманывали его. Ведь именно наибы разогнали и перебили отряд терских казаков, перешедших на сторону Шамиля вместе со своими семьями и двумя священниками, хотя сам Шамиль приказывал выделить им землю и оборонять их. Иерархическая система, созданная Шамилем, начала разрушаться. Начальник контрразведки Шамиля в своих "Воспоминаниях очевидца о Шамиле" признался, что "это была такая болезнь, которую излечить или уничтожить не было ни средств, ни лекарств, оставалось покоряться только воле Божьей и предопределению".
Весной 1855 года вернулся из Петербурга сын Шамиля Джамалутдин, воспитывавшийся в пажеском корпусе. За время, проведенное в России, он очень полюбил большую страну и много узнал о ней и ее правителе. Поэтому, рассказав отцу о военном могуществе русского царя, Джамалутдин начал говорить о необходимости примирения с Россией. После этого отец и братья стали чуждаться его. Вскоре Джамалутдин серьезно заболел, Шамиль предпри-нял все возможные меры, даже обратился к России, но лучший на Кавказе врач Пиотровский не смог помочь: 28 июня 1858 года Шамиль потерял сына.
А между тем, русские войска научились использовать свое численное превосходство в горах. Новый наместник Кавказа князь Александр Иванович Барятинский использовал весь предыдущий опыт борьбы с горцами, провел преобразования в военном и гражданском управлении регионом, умело сочетал последовательную наступательную тактику с хорошим знанием местных обычаев и традиций, способностью договариваться с горской знатью, влиятельными старейшинами и духовенством. К 1858 году русские начали окружать Шамиля в его резиденции - ауле Ведено. Шамиль, его сын Гази-Магомед и некоторые наи-бы клялись бороться до конца. Но в итоге семья Шамиля и остатки верных ему наибов отступили в аул Гуниб, по дороге покинувшие Шамиля горцы ограбили его обоз с казной и всеми драгоценностями. У Шамиля не осталось ничего, кроме "оружия, которое он держал в руках, и лошади, на которой он сидел".
Горцы со всем искусством укрепили крепость, даже женщины взяли в руки оружие, но отряд в 400 человек не смог удержать огромную крепость. Тысячи русских окружали аул, а за ними лежала покоренная страна гор.
После долгих раздумий Шамиль согласился на переговоры с князем Барятинским и 26 августа 1859 года прекратил борьбу.
Последствия войны были весьма противоречивы.
С одной стороны, прекратились междоусобицы, работорговля, набеги персидских и турецких войск, ускорилось экономическое и культурное развитие народов региона, росло их взаимодействие, расширились многообразные связи северокавказских народов с Россией.
В горское общество, главным образом, в элитные слои, проникает русская культура и светское образование. На его основе у горских народов складыва-ется общественная мысль и просветительство (Шора Ногмов, Хан-Гирей, Кази-Атажукин, К. Хетагуров)
С другой стороны, это великая трагедия, которая принесла беды и разрушения, огромные материальные и людские потери как местным народам, так и Российской империи. По завершении войны усилилась колонизация края выходцами из России, ей сопутствовали значительное изменение этнической картины Северного Кавказа, формирование новых земельных отношений, перемены в экологии, дальнейшее разрушение традиционной хозяйственной культуры региона.

Заключение
В заключении моей работы, проделав анализ и ознакомившись с ходом Кавказской войны, канонами джихада и обычаями жителей Кавказа, я пришла к выводу, что эта кровопролитная война начиналась с абсолютно благородной целью – защиты своих земель от покорения и действительно велась по правилам джихада. Но чем дольше шла война, тем больше она отходила от канонов джихада, и тем меньше они соблюдались, а в конце концов им совсем перестало придаваться значение, о них словно забыли.
А не стоит ли задуматься о том, что послужило причиной поражения народов Кавказа? Почему же все-таки блестящая теория не была реализована на практике?
На самом деле существовало много разных причин, но я хотела бы затронуть только одну, на мой взгляд, самую важную.
Думаю, что в исходе войны огромную роль сыграли личности руководителей и их окружение. Стоит задуматься о том, какой властью они обладали и как ее ис-пользовали…
Конечно, очевидно, что все эти люди, от действий которых зависела судьба региона и населяющих его людей, оказались не теми, кто нужен был народам Кавказа для того, чтобы устоять перед натиском русских войск. Как я уже говорила в первой главе, духовный лидер не должен зависеть от своих желаний, его прежде всего должна волновать судьба его народа, но также я упоминала о том, что такого человека найти очень нелегко.
Именно по той причине, что действиями влиятельных людей управляли не вера в Аллаха и дух борьбы за религию в тот момент, когда это было так необходимо, а алчность и жажда власти, понятная и довольно приемлемая теория не была реализована на практике. По этой же причине война оказалась успешной для России, а не для населения горного региона.


Список прочитанной литературы



1. Гордин Я.А.. Кавказ: земля и кровь. - СПб., 2000.
2. Гордин Я.А.. Осада Кавказа. - СПб., 2000.
3. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: очерк истории. - М.,1988.
4. Иллюстрированная история религий. Том 1. / Под ред. Д.П., Шантепи де ля Соссей. 2-е изд., - М., 1992.
5. Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира. - М.,2000.
6. История России от дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. Том 5-ый, часть 2-ая. / Под ред. М. Аксеновой. - М., 1997.
7. Коран. / Перевод И.Ю. Крачковского. - Уфа, 1991.
8. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. - Лениздат, 1978.
9. Лисицына Г.Г. и Гордин Я.А.. Россия и Кавказ сквозь два столетия. - СПб., 1998.
10. Маскуд Р. Ислам. - М., 2000.
11. Религии мира. Том 2. Под ред. М. Аксеновой. - М.,1999.
12. Страны. Народы. Цивилизации. Том 13. / Под ред. М. Аксеновой. - М.,1999.
13. Шишов А.В. Полководцы Кавказских войн. - М., 2001.



  хочу вернуться в раздел "Научные изыскания"
  хочу вернуться на главную страницу БШ