vzmakh.ru   







 
Гений ХХ века - Василий Кандинский или Почему? Как? и Что?
Реферат Челноковой Ирины, 9 кл


Василий Васильевич Кандинский
(4 декабря 1866 - 13 декабря 1944)

По Кандинскому, именно линия и цветовое пятно, а не сюжет являются носителями духовного начала, их сочетания рождают "внутренний звук", вызывающий отклик в душе зрителя.

Почему я выбрала Кандинского?

Именно Кандинскому, наделенному блестящим интеллектом, могучим дарованием и тонкой духовной интуицией, удалось стать не только "уникальным явлением" русского и европейского искусства, но и совершить подлинный переворот в живописи и создать первые абстрактные композиции.
Именно у Кандинского - по его творчеству, по его книгам учились многие из будущих гениев живописи.
Именно (по совершенной случайности) картина Кандинского станет истоком нового направления в искусстве - абстракционизма.
Именно в картинах Кандинского чувствуются разнообразные влияния: от немецкого экспрессионизма и французского фовизма ("Вид Мурнау", 1908 г.; "Дома в Мурнау на Обермаркте", 1908 г.) до российского журнала "Мир искусства" ("Дамы в кринолинах", 1909г.).
Именно в наше время знаменитейшие критики, художники и многие другие люди искусства восхищаются главным направлением творчества Кандинского: желанием сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаенных глубинах души художника и не зависят от материального мира. Я думаю, что дальше продолжать не стоит…


Как сложилась жизнь Кандинского?

Кандинский родился 4 декабря 1866 года в Москве. Его бабушка была монгольской княжной, а отец был родом из сибирского города Кяхта. Такие различия в происхождении родственников сказались на его образовании - он органично воспринимал и европейские, и азиатские культурные традиции. Родители Кандинского очень любили путешествовать (материальное положение позволяло), поэтому ещё в детстве Василий побывал в Венеции, Риме, Флоренции, на Кавказе, в Крыму. В 1871 году родители переехали в Одессу, где Василий закончил школу.
Первой профессией Кандинского стали музыкальные выступления, на которых он играл на фортепиано и виолончели. Через некоторое время Кандинский стал рисовать, причем в его картинах встречались довольно нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью.
В 1886 году Кандинский поступил в МГУ, где изучал право и экономику. Мысли по поводу жизни различных цветов бродили в его голове, особенно когда он видел красочность московской архитектуры. В 1889 году Кандинский с университетской экспедицией ездил в Вологду, где был просто поражен русским народным творчеством, с которым познакомился в отдаленных деревнях. В том же году он посетил Париж. К 1893 году, когда получил докторскую степень, Кандинский утратил интерес к социальным наукам. Он пришел к выводу, что "искусство - это непозволительная роскошь для России".


Что представляет собой живопись Кандинского?

В начале 10-х гг. ясно определилось главное направление творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые живут в потаенных глубинах души художника и не зависят от материального мира. Теоретически мастер сформулировал эту проблему в книге "О духовном в искусстве" (1911 г.), но практическое решение пришло к нему внезапно и необычно. Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе "Ступени" (1918 г.): "Я… вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислоненная к стене и стоявшая на боку… В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам".
Все абстрактные произведения Кандинского, по его собственным словам, разделяются на три группы (по степени отдаления от предмета): импрессии, импровизации и композиции. Если импрессия рождается как прямое впечатление от внешнего мира, то импровизация безсознательно выражает внутренние впечатления. А композиция - это высшая и самая последовательная форма абстрактной живописи. В ней нет прямых связей с реальностью. Цветовые пятна и линии образуют захватывающую дух стихию движения. Композиции Кандинского не имели индивидуальных названий - только номера (из десяти таких работ сохранилось семь).
Создавая абстрактные композиции, Кандинский фактически изменил природу живописи и приблизил его к музыке, которая призвана не изображать, а выражать наиболее сложные душевные состояния.



  хочу вернуться в раздел "Научные изыскания"
  хочу вернуться на главную страницу БШ