N33 2012 (вышел)
N32 2010 (анонс)
N31 2009 (анонс)
N30 2008 (анонс)
N29 2008 (анонс)
N28 2007 (анонс)
N27 2007 (анонс)
N26 2006 (анонс)
N25 2005 (анонс)
N24 2004 (анонс)
N23 2004 (анонс)
N22 2004 (анонс)
N21 2004 (анонс)
N20 2003 (анонс)
N19 2003 (анонс)
N18 2003 (анонс)
N17 2003 (анонс)
N16 2001 (анонс)
N15 2001
N14 2001
N13 2001
N12 2001
N11 2000
N10 2000
N9 2000
N8 1999
N7 1998
N6 1998
N5 1998
N4 1998
N3 1998
N2 1997
N1 1997




Приглашаем Вас принять участие в международной артезианской археологической экспедиции!

В. А. Квашнин (Вологда) Закон Клавдия 218 г. до н.э. и начало Ганнибаловой войны

А. Г. Курилов (Санкт-Петербург) Покорители златообильных Микен: наброски к военно-политическому портрету

Е. Г. Тейтельбаум (Казань) Взгляды Полибия на участие полководца в сражении
М. В. Нечитайлов (Невинномысск) Битвы арагонской Реконкисты: Кутанда (17 июня 1120 г.)
И. И. Поветкин (Ставрополь) К вопросу о месте Ледового побоища
Л. А. Бобров (Новосибирск) Тяжеловооруженная конница номадов Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего средневековья и нового времени (XV – первая половина XVIII вв.)
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Новая книга о боевых колесницах. Fields N. «Bronze Age War Chariots»
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Научная конференция «Война на Востоке» (СПбГУ, 29.04.05)
А. В. Козленко (Минск) XV Международная конференция по римскому военному снаряжению (Будапешт, 01-04.09.05)
С. О. Гапанович (Санкт-Петербург) Заметки о ежегодном рыцарском фестивале в Выборге (29-30.07.05)
А. К. Нефёдкин (Санкт-Петербург) Военно-исторический фестиваль в Старой Ладоге (01-02.07.06)



b43французский языкlinux howto

Обсудить в форуме
 
 

Военно-исторический фестиваль в Старой Ладоге

(1-2 июля 2006 г.)

 

* * *

Второй фестиваль по военному делу раннего средневековья (эпохи викингов), как и первый, состоялся в Старой Ладоге, можно сказать, древнейшей столице Руси.
Первый день самого фестиваля открылся демонстрацией средневекового ремесленного производства в лагере, расположенном прямо в поле недалеко от крепости, а также упражнениями в метании дротиков и стрельбе из лука. После чего, судя по программе, состоялись показательные бои в крепости, повторенные позднее. Мне удалось побывать лишь на первом дне фестиваля, прибыв сюда в середине дня. В 14.30 открылись вторые, аналогичные первым, показательные выступления в крепости. Они начались показательным построением военно-исторических клубов - участников фестиваля, которые выставили для этого небольшие группы бойцов от 2 до 14 человек. Сами участники съехались на действо из 17 регионов России, а также из Белоруссии. Воины в своих колоритных, но не очень богатых одеяниях, вооруженные круглыми щитами, в типичных стеганых доспехах и железных шлемах, выстроились под своими живописными значками.
Парадное построение плавно перетекло в показательные выступления: игру с одним и двумя мечами, жонглирование копьем, парные поединки щитоносцев, метание дротиков в отдельно стоящего воина и в целый боевой строй-"стену щитов". Наконец, представление достигло своей кульминации - фронтальные столкновения двух отрядов по 15-20 воинов в каждом. Впереди стали щитоносцы, образовав стандартное для данной эпохи построение-"стену щитов", вторую шеренгу образовали воины с длинным древковым оружием (секирами и копьями). Руководили же построением из тыла командиры, державшие знамена. Первое столкновение сторон было довольно вялым, второе - более активным, особенно со стороны воинов второй шеренги. Разгорячившись, отряды энергично сшибались еще два раза, рубя друг друга через щиты и разя копьями. Всего на эти бои ушло порядка 20 минут.
В 16.35 началось главное действие дня - представление в поле около лагеря. Для боя было специально огорожено место площадью около гектара, вокруг которого разместились полторы-две тысячи зрителей. Известный археолог, производящий раскопки в Старой Ладоге, профессор А. Н. Кирпичников открыл представление приветственным словом, после чего последовал парад клубов, сделавших круг почета. Теперь членов реконструктивных групп явно было больше, ведь к ним присоединились не только мужчины, но и женщины. Всего, по словам учредителей, было около трех сотен участников. Само представление началось тем же танцем с мечами, фехтованием копьем и поединками, что и внутри крепости. Впрочем была и разница: теперь сражались с оружием и без него в поединках и втроем против одного, три метателя безуспешно бросали дротики в двух щитоносцев, а стену щитов пытались пробить дротикометатели и лучники, не только снарядами, но и своими телами. Наконец, в 17.08 началось долгожданное массовое столкновение. Реконструкторские группы разделились на две стороны численностью человек по пятьдесят, которые можно условно назвать "славянами" и "викингами". Впереди разместились одна-две шеренги щитоносцев, за которыми стали руководители со штандартами. Лучники первоначально располагались впереди строя, и по мере сближения сторон они стреляли во врагов, а затем, пройдя линию своих воинов, вставали в тылу. Два строя, расположившись на расстоянии 50 м, пытались устрашить друг друга стуком мечей о щиты, а наиболее храбрые бойцы схватывались в поединках посреди боевых линий. Затем "славяне" стали наступать сначала шагом, а затем бегом. Строи столкнулись, сломались и переросли в групповые и индивидуальные поединки. Победили наступающие, обладавшие более длинным строем, который окружил противников. Затем уже наступали "скандинавы", но опять же были побеждены. Всего было три столкновения, длившиеся примерно по 2-3,5 минуты. Зрители не были пассивными наблюдатели, а подбадривали участников громкими криками и улюлюканьем. После фронтальных столкновений была представлена атака строя щитоносцев на лучников, разогнавшая последних, увенчалось же все действо имитацией яростной атаки в сторону самих зрителей, наиболее активные из которых пытались обороняться рейками, оторванными от заграждения.
Завершился день мирной торговлей в лагере. Зрители могли не только купить поделки ремесленного производства, но и понаблюдать за различными сценами из средневековой походной жизни. Тут же можно было принять участие в своеобразной игре "в городки", сразиться на бревне, залепив оппоненту по уху, попытаться попасть дротиками в ловкого воина, прикрывавшегося щитом, и даже испробовать приготовленного на огне по древним рецептам мяса.
Насколько можно судить по программе, события второго дня фестиваля повторили мероприятия первого дня. В целом, фестиваль показал неугасающий интерес к истории героического прошлого нашей родины, как в среде реконструкторских групп, так и среди простых обывателей, которым не просто было добраться до Старой Ладоги при отсутствии прямой железнодорожной ветки. Во время представления не только участники, но и зрители могли понять колорит и даже дух той героической эпохи, когда российская государственность лишь закладывалась.


© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.